Заказать звонок

В России планируют организовать систему сбора не пригодных к использованию шин

В Санкт-Петербурге в «Интерфаксе» прошла пресс-конференция, посвященная вопросу сбора и утилизации бывших в употреблении автошин.

Исполнительный директор «ЭкоШинСоюз» Сергей Подойников сообщил участникам мероприятия, что в РФ ежегодно накапливается примерно 800 тыс. тонн автопокрышек, не пригодных к дальнейшему применению. Только небольшая часть изношенной авторезины подвергается переработке. С момента распада СССР накопилось около 12,5 млн. т таких изделий. Если не предпринимать экстренные меры, то через два десятилетия ровным слоем отработанных автошин можно будет покрыть площадь, равную 3 тыс. км2. Пример других государств показывает, что создать систему, позволяющую минимизировать количество самовольных свалок покрышек, можно за 15-20 лет.

Свалка автомобильных покрышек

Компания «ЭкоШинСоюз» занимается сбором отработанной авторезины в течение 5 лет. Она осуществляет свою деятельность в 55 регионах РФ, в которой участвуют крупнейшие изготовители автошин и 30 фирм, занимающихся переработкой авторезины. За это время было собрано 380 тыс. т резиновых отходов. К регионам, наименее охваченным этой программой, относятся – Читинская, Омская и Мурманская области, Дагестан и Якутия. Самые активные участники – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Иркутская и Свердловская области.

По данным петербургского комитета по природопользованию, в Санкт-Петербурге и области ежегодно появляется до 60 тыс. т автошин, не пригодных к дальнейшему использованию. Поскольку большинство автовладельцев не понимают, как правильно утилизировать такие отходы, свалки автопокрышек занимают огромные участки земли. Автомобильная резина относится к отходам 4-го класса опасности, а период ее разложения составляет 500 лет, и на протяжении всего этого времени разлагающиеся шины загрязняют воду и грунт. Для нее также характерно продолжительное горение с выделением канцерогенных веществ в атмосферу.

Автошины не относятся к твердым коммунальным отходам, поэтому свозить их на обычные полигоны запрещено. Резину, оставленную на обычной контейнерной площадке, региональные операторы не вывозят, поэтому задача утилизации отходов остается нерешенной. Эту проблему озвучили заместитель главы комитета М. Страхов и руководитель проекта «Охота на колесах» Л. Ракчеева. Они отметили, что из-за низкого уровня информированности люди поджигают покрышки или сваливают их на контейнерные площадки. Отделять авторезину от другого мусора проблематично, поэтому наиболее рациональным выходом является спецсбор таких отходов.

«Охота на колесах» активно разворачивается в Санкт-Петербурге и области, Московской области, Вологде. За последний год в этих регионах было собрано 250 т автошин, из них 145 т – только в Ленинградской области. За 5 лет с несанкционированных свалок было собрано около 600 т. Важные достижения за 5 лет: появление систем сбора во Всеволожском районе и Тосно, прием автошин шиномонтажными мастерскими, активно сотрудничающими с переработчиками авторезины. Но, как отмечает Ракчеева, не все администрации выделяют рабочих для загрузки отходов в грузовой транспорт, доставляющего автопокрышки на площадку переработчика.

Сергей Подойников сообщил, что сбор отработанных автошин не похож на стандартный раздельный сбор БО и требует коллективных решений и действий властных структур, бизнесменов и добровольцев-общественников. Власти должны обеспечить поддержку на законодательном уровне и регулярно проводить информационные компании, муниципалитеты – выделить земельные участки для складирования авторезины. Помимо перечисленного выше, компании, торгующие новыми автопокрышками, гаражные кооперативы и шиномонтажные мастерские должны на добровольных началах организовывать пункты сбора отходов на своих участках.

Подойников также подчеркнул, что переработка автошин для легковых автомобилей является убыточным мероприятием, в отличие от переработки грузовых покрышек. Поэтому предприятия, которые работают с легковой авторезиной, нуждаются в стабильной финансовой поддержке. При отсутствии дотаций бизнесмены занимаются переработкой шин выборочно, принимая только ту авторезину, работа с которой экономически выгодна.

Но, несмотря на ряд сложностей, в секторе сбора и переработки автошин наблюдается определенный прогресс. Например, совместно с администрацией Калининского района Санкт-Петербурга была создана стационарная площадка по сбору автошин. К зиме, когда наблюдается массовый выброс летних автошин, планируется открыть еще несколько таких площадок. Ведется активная работа с представителями гаражных кооперативов.

Комитет по природопользованию и бизнесмены провели совместные совещания по вопросам: организации площадок, на которых будут собираться и храниться автошины в соответствии с установленными требованиями, проведения информационных кампаний среди жителей.

Михаил Страхов сообщил, что комитет получил под свой контроль мусороперерабатывающий завод МПБО-2, на котором планируется перерабатывать пришедшие в негодность автомобильные шины. Уже заключен договор на приобретение утилизационного оборудования, на котором можно перерабатывать до 70 кг отходов в час. В процессе переработки образуется стружка, востребованная для изготовления покрытий игровых и спортивных площадок, лежачих полицейских.

Покрытие для игровой площадки из переработанных автомобильных шин

В настоящее время пункты по приему опасных отходов работают в районах – Московском, Пушкинском, Приморском, Красногвардейском, Невском, Василеостровском, Фрунзенском, Колпинском и Красносельском. В ближайшее время планируется организовать приемные пункты во всех районах Санкт-Петербурга. Еще одно достижение – курсирование двух экомобилей, маршрутная схема которых постоянно расширяется.

Купить в рассрочку на 3 месяца
Спасибо!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время.