Как правильно ремонтировать грузовые шины
Шины – самые уязвимые и высоконагруженные детали грузового автомобиля, регулярно подвергаемые огромным нагрузкам. От их рабочих характеристик во многом зависит управляемость грузовика и безопасность его движения. При поездках по дорогам с разным качеством покрытия водители часто сталкиваются с тем, что после соприкосновения с острыми камнями, металлическими предметами, стеклом, бордюрами на шинах появляются проколы, порезы и грыжи. И если осуществить ремонт покрышек с резиновыми камерами достаточно просто, то восстановить работоспособность популярных бескамерных изделий сложнее и не всегда возможно.
Виды повреждений бескамерных шин, и какие из них можно устранить
Можно ли отремонтировать бескамерную шину и какой ремонт для нее является лучшим, зависит от точки и характера повреждения и дефекта, ставшего его причиной. Точно определить лучший способ ремонта может только квалифицированный мастер.
Проколы
Проколом называют мелкое повреждение, приводящее к потере шиной герметичности. Самый частый вариант – проколы в зоне протектора. Обнаружить такое повреждение можно не сразу. Если колесо с камерными покрышками сразу же теряет давление, то бескамерная шина в этом плане гораздо надежнее. Гвоздь, шуруп, штырь часто застревают в месте прокола и препятствуют быстрому выходу воздуха. В этом случае мастера рекомендуют не вытаскивать гвоздь в пути, а доехать до шиномонтажа и поручить проведение ремонта специалистам, которые могут устранить повреждение, нанесенное даже крупным металлическим предметом. Главное, чтобы не был вырван фрагмент автошины с кордом.
Такие повреждения устраняют с помощью жгутов, кордовых и универсальных заплаток, «грибков».
Порезы (пробои)
Это достаточно крупные повреждения с обрывом нитей корда, чаще всего в результате наезда на бордюры, битое стекло, крупные металлические предметы. Боковые порезы часто ремонтируют с помощью кордовых заплаток.
Порез, расположенный в плечевой зоне автошины, качественно отремонтировать невозможно. Тяжело восстановить работоспособность низкопрофильных покрышек.
Вздутие (грыжа)
Вздутие возникает по двум причинам. Первая – отслоение резины от неповрежденного корда. Вторая – разрыв нитей в каркасе. Полностью устранить оба повреждения с возвратом полноценных рабочих характеристик шины невозможно. Ремонт может служить временной мерой, но покрышку придется заменить заранее.
Способы ремонта бескамерных шин
Рассмотрим несколько вариантов ремонта бескамерных покрышек.
Ремонт грузовых бескамерных шин с использованием жгута
Этот вариант используется при значительных проколах, поскольку разместить жгут в небольшом отверстии невозможно. Разбортовка колеса в этом случае не нужна, но выполнение этой операции требует некоторых навыков. Жгут может использоваться для ремонта:
- протекторной зоны радиальных покрышек;
- боковины, плеча, протектора радиальных и диагональных автошин.
Необходимые материалы и инструменты: жгут, напильник для обработки отверстия, инструмент для размещения жгута, активатор клеевого состава. Все эти компоненты обычно продаются в наборе. Но в дешевых наборах присутствует напильник, неудобный в работе. Лучше отдельно приобрести винтовую модель.
Этапы ремонта с помощью кордового жгута:
- Перед проталкиванием жгута покрышку накачивают, поскольку его проталкивают под давлением.
- Удаляют инородное тело, которое стало причиной повреждения.
- Спиральным шилом № 915 исследуют повреждение вращением по часовой стрелке, давление в покрышке не менее 0,5 атмосферы.
- На спиральное шило наносят клей для химической вулканизации, вставляют его в автошину и вращают по часовой стрелке, операцию повторяют 3 раза.
- Шило оставляют в месте повреждения.
- Берут жгут, снимают с него защитную пленку, ставят в ушко иглы и наносят на него незначительное количество клеевого состава.
- Вынимают шило из места прокола и устанавливают в повреждение иглу с жгутом, нажимая на нее ручкой.
- Ручку вынимают без вращения.
- Обрезают торчащие части жгута.
Ремонт грузовых автомобилей своими руками или в мастерской с использованием «грибка»
Объединяет заплатку и ножку. Этот ремкомплект подходит для ликвидации проколов в тех случаях, когда ось отверстия располагается почти перпендикулярно беговой дорожке. Не используется для ремонта боковых проколов.
Этапы работ после разбортирования колеса:
- Обозначают место прокола с внутренней и наружной сторон.
- Удаляют посторонний предмет из места повреждения.
- Проводят исследования с помощью шила № 915 и определяют необходимый тип «грибка».
- Чистящую жидкость № 704Е наносят на поверхность, скребком удаляют грязь, операцию повторяют 2-3 раза.
- Вокруг повреждения поверхность шины с ее внутренней и наружной сторон обрабатывают карбидной фрезой, скорость оборотов дрели – не более 1200 об/минуту, после этого – мелкозернистой сферой.
- После очистки поверхности шины пылесосом место повреждения обрабатывают проволочной щеткой, скорость вращения дрели – до 4000 об/мин.
- Поверхность очищают пылесосом.
- Внутрь прокола вводят клей №760 с помощью вращающегося шила, клей также наносят на обработанную поверхность, шило оставляют в проколе.
- С ножки «грибка» удаляют защитную пленку, частично ее снимают со шляпки с освобождением серого слоя.
- На ножку наносят клей № 760, после удаления шила ножку вставляют в отверстие с внутренней стороны автошины.
- С наружной части покрышки металлическую часть зажимают плоскогубцами, вытягивают ножку «грибка».
- Шляпку прижимают к поверхности шины от центра к краям сначала пальцем, а затем раскаткой № 936.
- Удаляют остатки синей защитной пленки, прикатывают раскаткой края шляпки.
- Удаляют прозрачный защитный слой.
- По периметру шляпки «грибка» наносят герметик № 738.
- Ножку обрезают таким образом, чтобы часть ножки длиной 3 мм выступала над поверхностью покрышки.
Универсальная заплатка
Универсальные заплатки подходят для ремонта проколов в камерных и бескамерных шинах. Они могут устанавливаться способами холодной и горячей вулканизации практически на любые места автошины. Главное, правильно подобрать их размер.
Порядок проведения работ:
- Место повреждения отмечают водостойким мелом.
- Очищают от грязи поверхность, извлекают посторонние предметы из прокола.
- Выбирают универсальную заплатку с учетом типа автошины, места и размера повреждения, для грузовых автомобилей подходят самые толстые модели Umax.
- Определяют место механической зачистки, которое должно быть на 10 мм больше диаметра заплатки.
- Обезжиривают место буферным очистителем, удаляют грязь.
- Проводят зачистку поверхности в месте повреждения низкооборотистой пневмодрелью и карбидной полусферой.
- Удаляют пыль, обрабатывают поверхность текстурной.
- Промазывают место повреждения клеем Rossvik, просушивают его 5-10 минут.
- Снимают с латки нижнюю защитную пленку.
- Накладывают латку, прижимают ее пальцем, выдавливают воздух.
- Заплатку прикатывают роликом в двух направлениях – крест-накрест от центра к периферии.
Можно ли отремонтировать грузовую автошину самостоятельно или целесообразно обратиться к специалистам
Большинство производителей автомобильной резины считают, что ремонт грузовых шин должен осуществляться только в условиях специализированной мастерской. Кустарные ремонтные работы считаются внешним воздействием и внесением несанкционированных изменений в конструкцию покрышки. Такое изделие автоматически утрачивает гарантию.
Крупные производители автошин предоставляют расширенную гарантию, по которой ремонт осуществляется бесплатно. В некоторых случаях производится бесплатная замена покрышки на аналогичную.